БЕРЕГИНЯ ДОМА

Старорусский свадебный обряд

Старорусский свадебный обряд, 7 мостов, традиции




Большинство нынешних свадебных обрядов зародились во времена языческой Руси. Принятие христианства видоизменило, но не искоренило принятые в народе обряды. Так, например, посещение языческих капищ сменилось на венчание в христианском храме, но смысл заключения брака в святом месте, месте поклонения богу (богам) сохранился. Таким образом, большинство досвадебных, свадебных и послесвадебных обрядов и традиций сохранилось неизменными до наших дней. Зачастую смысловая часть тех или иных традиций оказывается утраченной, поэтому в действия, складывавшиеся веками, сегодня пытаются вложить иной, более современный или игровой смысл. Например, всем известная традиция невесте надевать на свадьбу белое платье и фату, что, якобы, символизирует чистоту и невинность. На самом деле белое платье и фата - символ погребального савана, ибо по древней традиции девушка, выходя замуж, должна умереть в одном роду и родиться вновь в другом, в роду мужа 1. Оттуда же берет начало традиция после свадьбы брать фамилию мужа.

Одной из свадебных традиций, зародившихся во времена язычества, является традиция, по которой свадебный поезд, движущийся с места заключения брака к дому жениха, должен проехать через 7 мостов, причем через последний мост жених должен перенести невесту на руках. Попробуем разобраться в возникновении этой традиции.

Заметим, что в некоторых областях число мостов, через которые должен проехать свадебный поезд, составляет 3.
Более сложной составляющей данной традиции является преодоление водной преграды (переезд через мост).

Вода в русских традициях занимает важное место. Например, одним из способов скрепления брака в свадебных обрядах XI-XIII вв. было «плескание водой» 2. У древлян, радимичей, вятичей и северян бытовало «умыкание» невест по предварительному сговору. Похищение невест обычно происходило «у воды на праздниках в честь богини «женитьвы», - Лады, которые начинались ранней весной, на Красную горку, и продолжались до середины лета - дня Ивана Купалы.

Вечер перед свадьбой все (и жених и невеста) посвящали обязательному мытью в бане. Баня в славянской традиции является одним из культовых мест (рождение ребенка происходило тоже в бане).
Афанасьев высказывал мнение о солярном про¬исхождении обычая купать молодых. «Сонце ся в морi купае». Оно купается в море, чтобы освежиться для следующего своего светоносного шествия по миру. Купание солнца давало ему силу, молодую купали в расчете сообщить ей здо¬ровье и способность к деторождению 3.

Таким образом, вода в различных формах постоянно присутствовала в свадебных обрядах, как символ плодородия.
Преодоление различных препятствий также является неотъемлемой частью свадебного ритуала. Наиболее известно перегораживание дороги свадебному поезду для получения выкупа. Арнольд ван Геннеп в книге «Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов» пишет, что обряды, связанные с переходом молодыми или свадебным поездом какого-либо препятствия, является обрядом отделения, т.е. символизирует отделение молодых от привычной среды и образа жизни и вступление их в новую, совместную, жизнь.

Нужно еще упомянуть, что переход через реку зачастую символизирует переход через некую границу. Например, существует обычай, по которому невеста, переезжая через мост, бросает в реку платок, которым утирала «девичьи» слезы, чтоб оставить слезы по ту сторону «границы», не брать их в новый для нее дом, в новую, замужнюю, жизнь 4.
В некоторых областях России практикуется принесение «жертв воде» при переезде через мосты. В этих случаях молодые пускают по воде либо предметы одежды (платки, пояса, венки), либо символическое угощение (хлеб, выпечка) для покровителей водной стихии 5.

Требование перенести невесту на руках через последний мост перед жильем жениха, опирается на старинное верование в то, что силы, хранящие покой рода, настороженно относятся к чужакам, приходящим на их территорию. Но те, кто «появился» на этой территории, а не пришел на нее своими ногами (например, новорожденные) воспринимаются благосклонно. Соответственно, невеста «появившаяся» на земле жениха, изначально пользуется поддержкой и охраной покровителей этой земли. Это же послужило причиной возникновения традиции вносить невесту в дом жениха на руках, чтобы «обмануть» домового.

Итак, на настоящий момент становится понятным, что традиция переезда семи мостов имеет под собой многоплановую, но вполне практическую основу. Переезжая мосты (препятствия) через «рубежи»-реки, символизирующие рождение, молодые переходят к новой жизни. Делая это священное количество раз, семь, они еще более укрепляют мистическую основу, на которой строится главное предназначение семьи - рождение детей. А благосклонность сил-хранителей рода позволяет новой семье заручиться поддержкой высших сил и прожить совместную жизнь в любви и согласии.

1 Полная энциклопедия обрядов русского народа: Сост. Панкеев И.

2 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси

3 Афанасьев А.Н. Сказка и миф. - Филологические записки.

4 Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.

5 Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей.



Обновлен 27 янв 2016. Создан 26 дек 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик для сайта