БЕРЕГИНЯ ДОМА

Выкройка и пошив мужской и женской традиционной славянской рубахи.

Выкройка, пошив женской и мужской славянской рубахи.



 

Лучший подарок - Русская рубаха, которая вышита своими руками!

Мужские традиционные рубахи были обычно туникообразными. Они шились из полотнища ткани перегнутого пополам — так сразу образовывалась спинка и перед. Посередине делалось круглое отверстие для головы и небольшой надрез посередине переда. К верхней части перегнутого пополам полотнища пришивались рукава длинные, сужающиеся к запястью. С боков в стан рубахи вшивались два куска холста-бочки — они могли быть прямыми или косыми.

Между рукавами и бочками под мышкой вставлялись ромбические или квадратные куски ткани — ластовицы ,которые иногда выполнялись из другой ткани и другого цвета. Ластовицы обеспечивали свободу движения. А так же их легко было заменить в случае износа на новые. С изнаночной стороны мужской рубахи в верхней ее части подшивалась подоплёка. – второй слой ткани, который предохранял от испревания и продлевал срок ношения рубахи.

Будничные рубахи не орнаментировались, праздничные имели вышивку по подолу, низу рукавов, воротнику. Мужская рубаха носилась на выпуск и обязательно подпоясывалась.

Материалы, которые нам понадобятся:

Льняная ткань 2 м при ширине 150 см.
Нитки мулине, если предусмотрена вышивка 3-4 мотка
Швейные нитки в тон ткани
Пуговица
Технология изготовления:

Выкроить детали с учетом долевой нити:
Центральное полотнище – 1 деталь со сгибом по утку

боковые клинья – 2 детали,

ластовицы – 2 детали,

рукава – 2 детали (перед раскроем лучше еще раз снять мерку: от края плеча и вниз до начала большого пальца на руке.)

Обработать разрез у горловины бейкой.
Обработать горловину рубахи бейкой или оформить маленький воротник-стойку.
Притачать детали рукавов к рубахе, совместив середины боковых сторон центрального полотнища рубахи и середину верхних срезов рукавов.
На деталях боковых клиньев в верхней части по центру сделать разрез длиной 10 см (по размеру ластовицы), затем притачать боковые клинья к спинке и полочке рубахи, верхние срезы боковых клиньев соединить с деталями рукавов.
Втачать ластовицы (две стороны ластовицы соединяются с разрезами в боковых клиньях, две другие – со срезами рукавов).
Стачать швы рукавов, обработать низ рукавов швом «вподгибку с закрытым срезом».
Обработать низ рубахи швом «вподгибку с закрытым срезом».
На горловине оформить застежку из нитяной петли и пуговицы
Выполнять ВТО (влажно-тепловая обработка) швов на каждом этапе.

Надеюсь материал будет вам полезен.
Крой женских рубах северных и южных губерний России и их конструктивные особенности:

Рассмотрим конструкции рубах на основе конкретных этнографических образцов. Для северных губерний характерно ношение рубах с сарафанами или юбками, крой самих рубах – без поликов, с прямыми поликами или на кокетке, по длине они могли быть от очень коротких (т.н. рубаха «рукава», «воротушка») до длинных («рукава» со станом).

В южных губерниях рубахи носили, как правило, с поневой – распашной поясной одеждой, что обуславливало длину рубах (не выше линии бедер). По способу кроя у южных великоруссов были известны два вида рубах: с прямыми и косыми поликами (последняя для них особенно характерна).

Функциональное и декоративное значение элементов кроя рубах
Форма русской рубахи отражает потребности среды ее носителей и является результатом длительного социального отбора. Крой рубахи удивительно мудр и рационален. Для него характерна прямолинейность; каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несли конструктивные и эстетические функции, но и способствовали экономии ткани. Несмотря на кажущуюся простоту, геометричный крой позволял создавать сложные объемные формы, обеспечивающие максимальное удобство в носке и подчеркивающие красоту, статность и дородность носительницы.

Стан. Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно, и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение. При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

Иногда верх рубахи и стан шились как два самостоятельных предмета, что было продиктовано соображениями экономии: «верхов», на которые ткани шло немного, было несколько у каждой женщины, а стан пришивался к тому, который собирались надеть.

Полик. Функциональность народной одежды в первую очередь обязана полику. Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде: он расширяет верхнюю плечевую часть рубахи, отчего ворот ее собирается в мелкие сборки; помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера; размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи; также полик создает направление рукаву, обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним. В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивных ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т. п. В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава, обрисовывая стан фигуры. Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя.

Рукав. Форма рукавов могла быть различной: они делались прямыми или суживающимися к кисти, пышными у плеч или у запястья, длина варьировалась от ¾ до чрезмерной, почти до пола. Разнообразие форм обеспечивалось множеством различных способов кроя. Часто рукав представлял собой цельную прямоугольную деталь. Бытовали кошеные рукава – из одного кошеного полотна или из полотна и одного или двух срезанных с него клиньев. Так называемые рукава-«кули» состояли из двух прямых полотен разной длины, углы большего из которых закладывались «кульком». Существовали и другие разновидности.

Разнообразны и варианты оформления низа рукавов: сборка под узкую обшивку, манжеты и оборки разной ширины, отделка вышивкой, кружевом, тесьмой, «зубчиками».

Форма рукавов, включая оформление низа, значительно влияла на силуэт костюма в целом, а отделка гармонично вписывалась в общую концепцию изделия, придавая ему строгий или торжественный вид.

Ластовица. Вставка подмышками была нужна для того, чтобы укрепить место соединения рукава с боковым полотнищем рубахи и позволить руке свободно двигаться при выполнении традиционной крестьянской работы. Иногда ластовица могла быть цельнокроеной с клином рукава. Часто ластовицу выкраивали из ткани другого цвета, нежели основная, создавая этим дополнительный цветовой акцент в общей композиции.

Горловина. Женская рубаха, в отличие от мужской, обязательно имела сборки у ворота. Сборчатый ворот создавал мягкое движение ткани на стане, свободно драпирующей женскую фигуру. Линия горловины подчеркивалась узкой обшивкой. Стойки и планки, оформляющие разрез переда, обычно богато декорировались и выполняли роль активного центра композиции, подчеркивали симметричность изделия. В бесполиковых рубахах широкий кареобразный вырез, создаваемый сосборенными краями рукавов и переднего и заднего полотнищ, избавлял от необходимости делать разрез.

Боковые вставки и клинья. Придавали дополнительный объем изделию, косые клинья, к тому же, обеспечивали расширение книзу.

Кокетка. Отрезная деталь – кокетка, или пелеринка, способствовала уменьшению объема у горловины рубахи, а также позволяла закладывать мелкими складками или фигурными сборками переднее и заднее полотнища и рукава в месте соединения с ней.
Понимание конструктивно-декоративной роли каждого элемента кроя костюма дает возможность переосмыслить их значение в контексте современной моды, сохранить или утрировать его, создавая модели одежды, в которых органично переплетаются дух современности и неповторимый национальный колорит.

Дедкова Н.Н.
Еще вариант:

 



Материал для рубахи: лен, шерстяное сукно (лучше первое). Цвет любой (необязательно белый), кроме откровенно синтетических или ярких. Лучше всего «тонированный» цвет. Нужно 3 метра материала максимум. Сшивать лучше вручную льняной ниткой.

I. Кроим!

Отмерьте какой длины будет ваша рубаха, желательно чтоб она доходила до середины бедра:
1. длина - (мерка от плеча до нужной длины)
2. ширина - (размер одежды в плечах + 10 см)
3. сложите ткань пополам, отмерьте нужную длину и режьте!
4. на сгибе ткани определите центр, и с лицевой стороны сделайте вертикальный надрез вниз длиной примерно см 10, чтоб пролезла голова (это будущая горловина)
5. кроим рукав: 2 шт.
6. верх - (обхват бицепса+5 см)
7. низ - (запястье)- (обхват запястья 5 см)
8. ластовица (вшивается в рукав подмышками) 2шт.(15 см на 15 см)
9. клинья 2 шт.

Для мужской рубахи 50 см на 35 см. Для женской рубахи 80 или 90 см на 50 см.

II. Шьем!

1. сшиваем рукава
2. вшиваем в рукав ластовицы (подмышки)
3. пришиваем рукава к рубахе
4. сшиваем рубаху по бокам, до клиньев!!!
5. вшиваем клинья (Клинья вшивать от пояса вниз! Если пришивать клинья от подола к поясу, то клинья могут оказаться на разных высотах, относительно друг друга).
6. вырезаете полукруг на горловине, чтобы лежало ровно на шее. Вырезанный лоскут непременно протаскивать внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.
7. все края подшиваете

Рубаха готова! Теперь вышиваете ее!

Женская рубаха шьется по тому же принципу, только длиной до земли и клинья подлиннее.

МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ РУБАХИ
Чертеж (выкройка). Раскладка кроя для 2-х рубах

Выложенные здесь чертежи (выкройки) женской и мужской рубах представляют собой стилизацию народного костюма, хотя основные детали и принципы кроя народной одежды сохранены.
Выкройки даны для двух размеров (в скобках - значение для меньшего размера).
Размеры весьма приблизительные. Если вы щьёте рубаху первый раз, то нужно сначала сделать макет из простой ненужной ткани и подогнать изделие по фигуре.
Большой размер - на взрослого человека средней комплекции, меньший размер - на подростка.

Последовательность сборки женской рубахи
1. Настрочить вышивки на рукава и «фартук»
2. Пристрочить полики к рукавам, отутюжить швы
3. Настрочить тесьму 
4. Пристрочить кулиски для резинок к изнанке рукавов
5. Сострочить нижние части рукавов с полочкой и спинкой, отутюжить швы
6. Соединить рукава с полочкой и спинкой, отутюжить швы
7. Сострочить боковые швы
8. Сострочить фартук с полотнищем юбки, отутюжить швы
9. Присобрать горловину, обработать косой бейкой из шотландки
10. Присобрать юбку, пристрочить к верхней части рубахи.
11. Пристрочить кулиску для резинки
12. Обработать низ.
13. Вставить резинки в рукава и в пояс
Мужская рубаха собирается также как верхняя часть женской рубахи.



Обновлен 12 июл 2015. Создан 07 янв 2014



  Комментарии       
Всего 1, последний 2 года назад
--- 09 июн 2014 ответить
Я делаю рубаху 13 века но у меня рукав узкий, можно делать вставку? Ну типа длинный такой треугольник чтоб расширить рукав
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик для сайта