БЕРЕГИНЯ ДОМА

 

Очелья и Пояса

Очелье и пояс, виды, назначение, применение, обычаи



Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканная, металлический обод) для поддержания волос. Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш», «оцёлыш», «очёл»).

 

Очелья носят как женщины, так и мужчины во всех сословиях. У витязей, князей и ведунов на очелье могут располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей.

 

Очелье является не только украшением, на Руси считалось, что оно способствует решению земных дел,находится под покровительством солнечных богов,несет силу единого Рода: Род небесный, Род земной, Род единый.

 

Очелье призвано оберегать Чело (область "третьего глаза") от чужеродного влияния, очищать приходящую информацию, помогать в видинье истинной сути вещей и явлений.

 

Пояс он же опояска, кушак, сетка, покромка, ремень. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью повседневной и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и т.д.

 

Концы поясов украшали кистями, который иногда составляли несколько ярусов. Кисти символизируют корни родового дерева, связь с плодородной функцией земли.

 

Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские-однорядные, женские-двурядные(обвивали талию 2 раза).

 

От пояса веет древними временами, когда каждое дело сопровождалось таинственными обрядами и заклинаниями сил природы. Обращаясь к этим силам, люди ищут у них помощи и покровительства. 

 

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Длина варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

 

Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом.

 

Ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответственности и неизвестно, чего от него можно ждать.

 

Также подпоясанная одежда лучше согревает и обеспечивает свободу движений во время труда.

 

Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов.

 

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.  Пояс выступает всегда в роли оберега. Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе . Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь.

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков и потому некоторые девушки с девяти лет начинали готовить приданое. 

По рассказам староверов из д. Заборы Вологодской области, священник не разрешал христианам венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты всё равно подпоясывали. 

 

Если поясом с изображением «Зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. 

 

Широким мужским поясом спеленовывали младенца. 


В Смоленской области существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи. 

Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье". После чего перевязывал осину своим поясом. 

Пояс имеет место в народных гаданиях, обрядах, и во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно даже навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Так, в Вологодской области девушки на поясе гадали о своем суженом: к поясу на ночь привязывали замок, запирали его, и ключ клали под голову со словами: "Суженый-ряженый, отомкни меня". 

В Смоленской и Калужской области под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться. 

Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом. Если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. 

Вера в глубокое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. 

В Тамбовской и Псковской область во второй половине 19 века сохранился обычай с поясом: во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга. 

В селах Сумской области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом - "чтобы дружно жили", а в русских селах Харьковской области - полотенцем. 

Пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.


На Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, "чтобы больше покойников не было".

Вместе с тем снятие пояса означало приобщение к миру Нави. Поэтому пояс снимали при добывании Цветка папоротника в ночь на Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота; этот же прием используют северорусские девушки для гаданий о суженом: перед сном кладут пояс под подушку, приговаривая: "Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд". 

Особенный, вытканный за один день из остатков льна пояс, по поверью Минской области, позволяет подпоясавшемуся увидеть на Радуницу мертвых. 

С помощью пояса устанавливается связь между "своим" и "чужим" пространством, старым и новым домом. Так, у белорусов при переходе в новый дом хозяин притягивает всех членов семьи внутрь избы за нитку или пояс. 

Пояс издревле являлся хранителем "калиты", то есть кошелька. На поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись нож, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка".


Обновлен 28 янв 2014. Создан 25 янв 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик для сайта