БЕРЕГИНЯ ДОМА

 

Очелья и Пояса

Очелье и пояс, виды, назначение, применение, обычаи



Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканная, металлический обод) для поддержания волос. Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш», «оцёлыш», «очёл»).

 

Очелья носят как женщины, так и мужчины во всех сословиях. У витязей, князей и ведунов на очелье могут располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей.

 

Очелье является не только украшением, на Руси считалось, что оно способствует решению земных дел,находится под покровительством солнечных богов,несет силу единого Рода: Род небесный, Род земной, Род единый.

 

Очелье призвано оберегать Чело (область "третьего глаза") от чужеродного влияния, очищать приходящую информацию, помогать в видинье истинной сути вещей и явлений.

 

Пояс он же опояска, кушак, сетка, покромка, ремень. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью повседневной и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и т.д.

 

Концы поясов украшали кистями, который иногда составляли несколько ярусов. Кисти символизируют корни родового дерева, связь с плодородной функцией земли.

 

Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские-однорядные, женские-двурядные(обвивали талию 2 раза).

 

От пояса веет древними временами, когда каждое дело сопровождалось таинственными обрядами и заклинаниями сил природы. Обращаясь к этим силам, люди ищут у них помощи и покровительства. 

 

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Длина варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

 

Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом.

 

Ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответственности и неизвестно, чего от него можно ждать.

 

Также подпоясанная одежда лучше согревает и обеспечивает свободу движений во время труда.

 

Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов.

 

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.  Пояс выступает всегда в роли оберега. Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе . Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь.

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков и потому некоторые девушки с девяти лет начинали готовить приданое. 

По рассказам староверов из д. Заборы Вологодской области, священник не разрешал христианам венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты всё равно подпоясывали. 

 

Если поясом с изображением «Зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. 

 

Широким мужским поясом спеленовывали младенца. 


В Смоленской области существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи. 

Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье". После чего перевязывал осину своим поясом. 

Пояс имеет место в народных гаданиях, обрядах, и во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно даже навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Так, в Вологодской области девушки на поясе гадали о своем суженом: к поясу на ночь привязывали замок, запирали его, и ключ клали под голову со словами: "Суженый-ряженый, отомкни меня". 

В Смоленской и Калужской области под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться. 

Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом. Если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. 

Вера в глубокое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. 

В Тамбовской и Псковской область во второй половине 19 века сохранился обычай с поясом: во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга. 

В селах Сумской области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом - "чтобы дружно жили", а в русских селах Харьковской области - полотенцем. 

Пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.


На Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, "чтобы больше покойников не было".

Вместе с тем снятие пояса означало приобщение к миру Нави. Поэтому пояс снимали при добывании Цветка папоротника в ночь на Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота; этот же прием используют северорусские девушки для гаданий о суженом: перед сном кладут пояс под подушку, приговаривая: "Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд". 

Особенный, вытканный за один день из остатков льна пояс, по поверью Минской области, позволяет подпоясавшемуся увидеть на Радуницу мертвых. 

С помощью пояса устанавливается связь между "своим" и "чужим" пространством, старым и новым домом. Так, у белорусов при переходе в новый дом хозяин притягивает всех членов семьи внутрь избы за нитку или пояс. 

Пояс издревле являлся хранителем "калиты", то есть кошелька. На поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись нож, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка".


Обновлен 28 янв 2014. Создан 25 янв 2014



  Комментарии       
Всего 1, последний 8 мес назад
Наталья 08 фев 2018 ответить
В Украине! Будьте добры, пишите правильно. ("на Украине "- неправильно)
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик для сайта
Система SMOFast - обмен социальной активностью